Вчера один из моих клиентов переслал на почту отчёт популярного ресурса, где у туроператора размещена реклама. В отчете указано количество просмотров, кликов и CTR (соотношение кликов к просмотру).
Tour*** — Новый год (Россия: Байкал)
Даты показа: с 26.10.2020
Показов: 22'237; Кликов: 348; CTR:1.56%
Вопрос: всё ли ок с цифрами по вашему мнению, Елена? Давайте разбираться вместе. Рекламу условно можно разделить на медийную, цель которой - узнаваемость бренда, повышение лояльности, рост брендового поиска и т.п., и лидогенерирующую, цель которой получение обращений от потенциальных клиентов, т.е. лидов.
Большинство малых и средних бизнесов первый тип рекламы практически не используют. Это прерогатива, как правило, крупных брендов, которые вкладывают средства в долгосрочные стратегии. Медийные кампании окупаются, но на протяжении нескольких месяцев, а то и лет. Малый бизнес такое не тянет.
Итак, цель ясна. Нам нужны лиды. Не показы, клики, CTR, а контакты клиентов, которым можно продать. Как же мы можем оценить эффективность, если в отчете только данные по переходам?!
Для этого нужно построить нехитрую систему аналитики, которая состоит из:
подключенной Яндекс.Метрики и/или Google Analytics. Я рекомендую устанавливать обе сразу еще при запуске сайта, даже если вы не планируете в ближайшем обозримом будущем давать рекламу в Яндекс.Директ или Google.Ads. У вас будет копиться статистика, которую впоследствии можно использовать для анализа аудитории, настройки ретаргетинга (догоняющей рекламы) и т.п.
настроенных целей в Яндекс.Метрике и/или Google Analytics. Недостаточно просто установить код аналитических систем, нужно также продумать, какие целевые действия по рекламе мы хотим отследить. Например, это может быть отправка формы обратной связи, скачивание презентации, обращение в Jivosite, Whatsapp или Телеграм, клик по номеру телефона или email. Все действия на сайте можно и нужно оцифровать!
в идеале, если будет настроена электронная коммерция. Что это такое? Когда на сайте есть возможность забронировать и/или оплатить тур, данные об оплате вместе с суммой покупки могут передаваться в системы аналитики. Тогда вы будете видеть не просто расходы по рекламе, но и доходы по ней. Вложили Х руб., заработали ХХХ руб.
80 уровень оценки эффективности, который в турбизнесе встречается редко, это сквозная аналитика. Когда все данные о расходах и все данные о доходах сведены в одном месте. Как правило, настроена связка CRM-системы с Яндекс.Метрикой и/или Google Analytics (чаще второй) либо используется сторонний сервис (Roistat, Calltouch и т.п.). Есть и "ручные" способы сведения данных, например,. на базе Google Sheets или Google Data Studio (с чем я сейчас активно экспериментирую).
И, наконец, последнее - все ссылки, которые размещаются где бы то ни было, начиная от постов на страницах социальных сетей до партнерских площадок, должны быть размечены UTM-метками. Что это такое? Это "хвост", который добавляется к ссылке на сайт, в котором прописываются источник перехода, тип трафика, название кампании. Сгенерировать их можно бесплатно в любом сервисе, загуглив "генератор UTM".
Если пункты 1-4 требуют некоторых усилий со стороны программистов, маркетологов или продвинутых пользователей, то п. 5 элементарен донельзя. Возьмите за правило - все ссылки обязательно сопровождать UTM-меткой. Кстати, я как-то записывала видео, что в результате получится.
Итак, вернемся к вопросу моего клиента: "Эффективна ли реклама". Ответ: недостаточно данных. Единственное, что можно вытащить из представленного отчета, это цену клика (CPC), если разделить рекламный бюджет на количество переходов. Эти данные можно хотя бы соотнести с другими источниками, но для полноценной оценки нужно внедрить шаги 1-5. На худой конец 1,2,5.
И внимание! Без 1,2,5 не начинайте ни-ка-кие рекламные кампании. Даже бесплатные партнерские интеграции. Вообще. Никогда. ___________ Напишите в комментариях цифру от 0 до 4, на каком уровне у вас внедрена аналитика в проекте? Где 0 - на сайте нет даже Яндекс.Метрики, а 4 - вы видите расходы/доходы по каждому каналу трафика и умеете посчитать CAC, ROMI, LTV и другие страшные, но полезные маркетинговые сокращения