Нет.
Во-первых, давайте разберемся, что такое маркетинг. Это лишь процесс между созданием товара и его продажей потребителю. И да, эффективность маркетинга во многом зависит от других этапов процесса: насколько качественный продукт вы представляете и насколько хорошо вы его продаете.
Зачастую предприниматели попросту опускают тот важный момент, что как красиво не заверни никому не нужное, как качественно не выстрой коммуникацию с потенциальным клиентом, как идеально не настрой рекламу — ничего не будет без качественного продукта.
Тут некоторые встрепенутся: «Позвольте, но 4P включает и продукт тоже!» Да, верно. Маркетолог, особенно если он у вас в штате и на фултайм, может изучать рынок, видеть тренды, советовать сделать то или иное. НО! Изготовлением продукта занимается не он.
На примере будет яснее. Маркетолог автомобильного концерна говорит, что сейчас в тренде пудровые оттенки. Ок, на заводе запускают новую линейку авто. Рабочие завода красят машинки. Не маркетологи красят, заметьте.
В турбизе — маркетолог видит тренд, что в туризме растет интерес к путешествиям за впечатлениями, к экскурсиям с использованием VR-технологий. Продуктологи (менеджеры по туризму, где как в ТО) разрабатывают новые маршруты, гиды проводят новые экскурсии. Не маркетологи проводят, как понимаете.
Едем дальше, продажи. Если у вас, предположим, офигенный продукт, нужный аудитории, классный маркетинг, куча лидов — без грамотных продаж все усилия будут за зря. Ох, какая же это больная боль практически в любом проекте. Приходят лиды, а с ними никто не связывается… Люди оставляют комментарии под постами, а им никто не отвечает… «Оно само», тем более в туризме, не продастся!
За что же может (и должен) отвечать маркетолог? За то, чтобы продукт «увидела» та самая целевая аудитория, для которой он создан, чтобы она захотела и оставила свои контакты. Другими словами, чтобы связать тот самый продукт и те самые продажи, быть мостиком между ними.
Особенно остро это нужно понимать, когда маркетолога нет в штате, а вы нанимаете специалистов по отдельным направлениям (таргет, контекст, SMM, email-рассылки и т.п.). Их работу нужно грамотно встраивать процессы, руководитель, брать на себя ответственность, а не требовать сверхъестественного.